Делала доклад о влиянии буддизма на гештальт-терапию для учебной группы и в активном обсуждении, совсем забыла рассказать о пустоте 🤦♀️
Ну что ж) расскажу здесь. Закрою гештальт) и, вдруг, кому пригодится.
Пустота.
У Пустоты (почему-то хочется писать о ней с большой буквы), есть два важнейших аспекта понимания:
1. Связанность. С точки зрения буддизма, одна из основных причин страдания человеческого ума - постоянное переживание отделённости, где есть "Я" и "Не Я". Именно оно порождает бесконечное напряжение, чувство одиночества, тревогу, гнев... приходится хватать и удерживать то, что нравится, отталкивать то, что не нравится. Пустота, как ни странно, может помочь прочувствовать наполненность, сопричастность с миром.
Будда Шакьямуни, показывая своим ученикам пустую пиалу, говорил: "эта чаша пуста от воды, но она полна воздухом, глиной, жаром печи, что ее обжигал, трудом гончара, каменщика, земледельца, буйвола... Пустым можно быть только ОТ чего-то и ДЛЯ чего-то. Весь мир пуст и полон одновременно."
Пустота помогает увидеть и прожить связанность явлений этого мира, опереться на форму, что сопричастность образует.
Какое это имеет значение для психотерапии?
Клиенты приходят в терапию (или сталкиваются в процессе) с переживанием пустоты - отсутствием или недостаточностью чего-то ценного. И вглядываясь в свою Пустоту, важно нащупать другой полюс - наполненности и связанности - с друзьями, семьей, любимым домом, своей увлеченностью, с опытом, прогулками в парке, дорогим для сердца фикусом на подоконнике и т.д. Научиться переживать свою Пустоту, опираясь на наполненность и сопричастность со многим в этом мире.
2. Возможность. Пустота ОТ одного, является возможностью ДЛЯ появления чего-то другого.
Часто Пустота переживается так остро, что ее хочется наполнить чем угодно и как можно скорее, не выбирая, лишь бы ее не чувствовать.
Пожалуй, расскажу про свою непереносимую Пустоту... Как-то так вышло в процессе взросления, что я совершенно не могла выдерживать неопределенность в отношениях, она пугала меня возможностью нелюбви, причем распад или отсутствие отношений - переживать вполне умела, а вот неясность порождала столько тревоги, что толкала к срочным действиям. Как это проявлялось? Я из тех, кто всегда начинал живо и с интересом со всеми общаться в новых компаниях, говорила первой на терапевтических, учебных группах, проявляла инициативу, брала какую-нибудь групповую ответственность чаще, чем мне того хотелось, не могла остаться с неопределенностью в конфликте - нужно было срочно знать друзья мы теперь или враги - и прочее и прочее. Такое поведение, в основном, социально одобряемо: моя непереносимость Пустоты сделала меня общительным, дружелюбным и улыбчивым человеком) Я это ценю. Но она лишила меня выбора помолчать, подумать, дать чему-то созреть, не торопиться...
Важным открытием для меня было это заметить, понять, присвоить и начать учиться обходиться со своей Пустотой по-другому.
Если бы владельцу чаши, из примера Будды, всё время приходилось держать её наполненной, все равно чем, главное, как можно скорее, представляете, что было бы? Правильно, у него не получилось бы её нормально использовать. У него не появился бы шанс захотеть наполнить ее тем, что ему сейчас нужно, получить от нее удовольствие. Например, пить из нее душистый чай, вдыхать его лёгкий цветочный аромат, чувствовать тепло чаши в руке, не потому что он без этого в ужас впадает, а потому что это то, что он здесь и сейчас хочет.
Пустота, одна из причин, по которой терапия - процесс не быстрый.
Представьте:
1. Пустоту нужно обнаружить - это сложнее, чем кажется.
2. Понять, что в нее до этого компульсивно запихивал.
3. Распознать ОТ чего и ДЛЯ чего эта Пустота.
4. Научиться с ней оставаться и не срываться в компульсии.
5. Наконец, дать в ней зародиться и прижиться новому.
И только тогда происходят изменения. Это требует времени.
Быстро непереносимую пустоту заполнить можно только чем-то обезболивающим непереносимость - химической, эмоциональной зависимостью, шоппингом, перееданием, компульсивным общением, сексом, запойным просмотром сериалов, волшебным методом-таблеткой, дающим иллюзию решения и т.д.
Будда легализовал пустоту еще две с половиной тысячи лет назад. И пусть люди до сих пор страдают от неполноты мы учимся потихоньку с ней обживаться) в том числе, с помощью гештальт-терапии.
На фото нет дерева Бодхи, но здесь сегодня здорово думалось о пустоте))